Как увеличить средний чек с помощью Telegram-бота
Оценить, насколько успешен тот или иной бизнес, помогают ключевые показатели эффективности (KPI). Их придумано немало, например, сопоставление чистой прибыли до и после выплаты дивидендов и до подсчёта динамики среднесуточной выручки за неделю. Но для розничной торговли и HoReCa универсальным базовым KPI, безусловно, следует считать величину среднего чека: частного от деления общей выручки торговой точки за некий период к количеству закрытых за этот период чеков.
Важное замечание: сферический средний чек в вакууме никакой ценной информации не несёт. Здесь существенна динамика: как меняется средний чек на протяжении рабочего дня? За неделю? За год, с учётом сезонности спроса? Отвечая на эти вопросы, можно из величины и закономерностей изменения среднего чека сделать массу важнейших для бизнеса выводов. Прежде всего — об уровне платёжеспособности среднего клиента. Об эффективности маркетинговых акций (достаточно наложить график динамики среднего чека за некий период на календарь проведения этих самых акций). О качестве работы мерчендайзеров и менеджеров торгового зала, если речь идёт об офлайновом магазине, — и ещё о многом другом.
По сути, программный бот заменяет собой живых промоутеров и консультантов для потенциальных либо уже активных клиентов, которые выходят на торговую компанию через онлайн-каналы продаж (как сам Telegram, так и сайт либо приложение, в которые может быть интегрирован бот). За счёт повышения конверсии и покупок через рекомендации Telegram-бот способен реализовывать базовые стратегии повышения среднего чека:
- up-selling — предложение клиенту, который выбрал некий товар из каталога, более дорогого аналога с премиальными характеристиками: выше качество, современнее модель, обширнее сервисная поддержка и т.п.
- cross-selling — предложение вместе с выбранным товаром приобрести сопутствующий либо дополняющий: чехол и защитное стекло — к смартфону, сироп и топпинг — к взятому навынос кофе и т.д.
- пакетное предложение —расширенный вариант кросс-селлинга, более продуманный и привлекательный: когда бургер, картошка и кола по отдельности обходятся явно дороже, чем состоящий из них же комплексный обед;
- вовлечение в долгосрочную программу лояльности с предложением эффективных скидок на товары высоких ценовых категорий, которые и магазину будут не в тягость, и клиента порадуют.
Умело запрограммированный Telegram-бот с доступом к истории покупок каждого клиента и с возможностью управлять программой лояльности (когда он, к примеру, способен автоматически перевести покупателя с текущей скидкой 3% после совершения крупной покупки в категорию 4%) за короткое время ощутимо увеличит средний чек — до 30% от его прежнего уровня. При этом затраты на бота ничтожно малы по сравнению с фондом оплаты труда настолько же успешных в своей работе промоутеров, мерчендайзеров и консультантов.