Фантастика против реальности: три технологии для розницы из sci-fi фильмов
А вы бы хотели, чтобы фантазия стала реальностью? Например, фантазия кинорежиссера относительно будущих технологий розничной торговли? E-commerce тоже розница, только нового века. Не будем в миллионный раз тревожить «Назад в будущее» с самозастегивающимися кроссовками. Есть примеры интереснее и ближе к реальным технологиям.
Магазин в другом измерении
«Валериан и город тысячи планет», Люк Бесон
Если кто не видел, большой эпизод происходит на виртуальном рынке (BigMarket). Магазины находятся, по сути, в VR, в другой реальности, где можно быстро и удобно все примерить. По выходе из виртуала покупатель получает авоську с товарами.
Старина Бессон, подаривший нам «Лилу - мультипаспорт», хорошо придумывает мир будущего. Правда, летающие машины до «Пятого элемента» уже были как минимум в «Бегущем по лезвию». Зато китайская закусочная, которая подлетала к окну героя Брюса Уиллиса, – это то, что нас ждет, если случится еще одна волна карантина.
Но вернемся к виртуальному рынку. Сейчас, конечно, тоже есть виртуальные примерочные, Smart-зеркала, сканеры стопы/фигуры/и так далее. Но все это еще аттракционы, а не серийные продукты. Примеров десятки, но не миллионы. Так что их использование скорее дает фан, но явно не быстроту и удобоство.
Российский кейс: фильм про Валериана вышел в 2017 году и тогда же под Новый год был интересный опыт на одной из детских ёлок в Москве (то ли научной, то ли цифровой, главное – технологичной). Крупный онлайн-магазин в качестве аттракциона поставил на мероприятии несколько VR-гарнитур, чтобы дети могли «войти» в отрисованный детский магазин и что-то купить. Но в первый день ничего не заработало, ограничились раздачей промо-кодов. Потом «магазин» открылся и в нем даже были товары, но возникли проблемы с оплатой. В итоге так до конца мероприятия затея и проработала в урезанном виде, но опыт все равно был признан интересным.
Персонализированные предложения
«Особое мнение», Стивен Спилберг
Классика 2002 года, в которой много прекрасного, но нас интересует момент, когда герой Круза идет по торговому центру. Рекламные дисплеи сканируют сетчатку и обращаются к нему, как к другому человеку, предлагая купить парфюм, турпоездку и машину.
Спилберг тоже отлично придумывает, но ему и сценаристам явно не снилось как разовьются технологии распознавания любых объектов, в том числе лиц. Проблема, мешающая массовому внедрению, не технологическая, а регуляторная. Лицо относится к персональным данным, без согласия его нельзя использовать и делать что-то еще. У государства свой специфический интерес к этой технологии и многие ИТ-компании даже пытаются закрыть доступ госслужбам. Масса кейсов по распознаванию есть на производствах – там теперь в принципе не нужны табельщицы на проходной. Отступление: на одном из опасных производств помимо камеры на входе поставили еще и анализатор алкоголя, по сигналу которого увольнение происходило чуть ли не автоматически, заодно «втык» получали несколько менеджеров по вертикали – тоже автоматом. В итоге в городке перестали пить пять дней в неделю – даже алкоголь с магазинных полок убирали с воскресенье по пятницу – чего зря пылится. Но вернемся в другую реальность.
Единичные коммерческие пилоты, которые пытаются что-то делать заявляют об использовании анонимизированных обогащенных данных (иногда к этому добавляются слова большие данные и машинное обучение). Но в реальности персонализировать предложения проще лояльному клиенту, который имеет у тебя личный кабинет и которому присвоен id – вот с ним и общаешься. Или нужно придумывать, как легально объяснить, что к этому идентификатору еще привязаны ФИО (тоже персданные), а еще и IMEI мобильного устройства. В общем, статус «все сложно»…
Российский кейс: пилотный проект с интерьерными цифровыми дисплеями, которые отображали персонализированные предложения конкретным людям, был реализован в одном из флагманов крупной сети парфюмерии и косметики, но о масштабировании что-то не слышно.
Платежные решения
«Поток»/ «Время»
«Поток» - прошлогодний сериал, в котором есть цифровое решение The Feed, исполняющее роль сразу всего: социальной сети, камеры, хранилища, мессенджера, интерфейса для управления чем угодно, а также для платежей. И это как бы даже не фантастика, не считая того, что The Feed кому-то заменяет сознание, начинает передаваться по наследству плюс возникают проблемы с разумом умерших.
«Время» - не очень известный фильм 2011 года с Тимберлейком. Там люди расплачиваются бесконтактным способом, прикладывая руку к считывающему устройству (в этом же году представили Google Wallet, а до анонса Android pay еще пройдет четыре года). Но самое прикольное, что расплачиваются они временем. Потратил лишнего – умер досрочно. На разок фильм точно рекомендую.
Российские кейсы упоминать нет смысла – бесконтактная оплата уже честно отпахала свою первую пятилетку.
Сцена после титров
Когда фантастика заканчивается, и мы возвращаемся в реальную жизнь, оказывается, что многое уже реализовано. Магазины живут в цифровом измерении, и чтобы их «посетить», достаточно упомянуть бота в Telegram. Платежи тоже не проблема благодаря API – любой продавец может воспользоваться этой функцией, не прибегая к программированию. Персонализация – по-прежнему непростая тема, тут нужно включать чутье и осмыслять имеющуюся информацию.
В обозримом будущем напишем про боты в фантастике, посмотрим, что там навыдумывали… Но что-то нам подсказывает, чо всему найдутся аналоги в абсолютно привычной нефантастической реальности. Так что оставайтесь с нами.
В публикации использованы кадры из упомянутых фильмов, взятые из открытых источников. Примеры приведены в порядке цитирования. Все права на контент принадлежат правообладателям.